Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства.
В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определённые особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.
На 01.07.2019 года на территории Талицкого городского округа проживает 4236 инвалидов, в том числе: I группы- 592 чел., II группы- 1674 чел., III группы- 1691 чел., детей-инвалидов- 240.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2019 г. № 607 предусмотрено изменение порядка направления граждан на медико-социальную экспертизу и проведения медико-социальной экспертизы.
В отличие от ранее действовавших норм, направление на медико-социальную экспертизу оформляется по согласию гражданина и передается медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (далее - учреждение МСЭ) без участия гражданина в форме электронного документа.
Направление на медико-социальную экспертизу в учреждение МСЭ передается в течение З рабочих дня со дня его оформления.
При поступлении в учреждение МСЭ - направление на медико-социальную экспертизу регистрируется, рассматривается и гражданину направляется приглашение для проведения медико-социальной экспертизы.
Существуют обстоятельства, при которых для проведения медико-социальной экспертизы не требуется направление:
- определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
- выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
- выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
- иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.
В этих случаях гражданин (его законный или уполномоченный представитель) подает в учреждение МСЭ заявление на бумажном носителе или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», на основании которого проводится медико-социальная экспертиза.